Советы по предотвращению выгорания:
1. Следите за своими эмоциями, уровнем стресса и здоровьем.
Убедитесь, что вы находите время, чтобы "проверить" себя. Такие стратегии, как осознанность, медитация и ведение дневника, могут быть полезны, как и разговоры с другими (или даже с самим собой).
"Когда я достигла состояния выгорания, я узнала об этом только после пережитого, то есть почти год спустя. Осознание и понимание стресса, выгорания и психического здоровья бесценно для понимания себя. Узнав о выгорании, симптомах и последствиях, я стала гораздо лучше понимать, что происходит в моей голове, и теперь могу сделать шаг назад, когда мне это необходимо, без чувства огромной вины, которое я раньше испытывала."
Екатерина, 43 года, педагог, Екатеринбург.
Очень важно, чтобы вы нашли время для изучения себя и своих чувств, ощущений. Это необходимо, чтобы вы научились контролировать себя и своевременно принимали меры не допустив выгорания.
2. Возьмите на себя ответственность за свое благополучие.
Как учителя и преподаватели, мы должны помнить, что мы всего лишь - люди. За отведенное нам время мы можем сделать только очень немногое. Нам необходимо сбалансировать работу и собственную жизнь, а также отдых и расслабление. Каждый из нас по-своему понимает, что значит хорошее самочувствие и счастливый баланс между работой и личной жизнью.
Однако слишком часто мы ставим наших учеников выше себя, а нужно делать с точностью наоборот. Ставить себя выше работы - это не плохо! Как говорится в одной старой поговорке, - "Из пустой чашки не нальешь". Если вы хотите заботиться о своих учениках и обеспечивать для них наилучшее образование, вы должны тратить время на восстановление сил и заботу о своем здоровье и благополучии.Здесь все как по инструкции в любом самолете, сначала маску надеваем себе, а потом уже ребенку. Иначе – никак!
Уделяйте время тому, что вам нравится, проводите время с семьей и друзьями, выходите на улицу и наслаждайтесь миром. Займитесь уже наконец тем хобби, которое откладываете не первый месяц, а может и не первый год! Планируйте свои каникулы и выходные заранее, чтобы у вас не было соблазна просто работать. Дайте себе передышку. Если в целом, то учитесь отдыхать! Жизнь не состоит из одних классных журналов, проверок домашних заданий и новых идей для учеников.
3. Прежде чем браться за новую работу, оцените ее объем и необходимость.
В целом, каждый педагог хочет сделать все максимально возможное для своих учеников, но иногда мы берем на себя больше, чем следует.
"До своего срыва я делал все, что считал нужным для достижения успеха, но слишком большая часть этой работы не оказывала должного влияния на результаты учеников. Научившись задавать правильные вопросы о целях и задачах различных просьб, я помог себе снизить ежедневную нагрузку.
Если вас просят сделать что-то выходящее за рамки обычных обязанностей вашей роли, задайте вопрос о цели и ее влиянии на результаты учеников, а также о времени, которое потребуется для ее выполнения. Если время ограничено, а влияние несущественное, или его попросту нет, рассмотрите и предложите альтернативные варианты, а также задайте вопросы о необходимости выполнения данного задания, действительно ли оно необходимо?"
Анатолий, 36 лет, педагог, Санкт-Петербург.
4. Примите тот факт, что иногда нужно просто сказать "нет".
Не бойтесь сказать, что вы не можете что-то сделать, будь то из-за нехватки времени, огромного списка дел или ограниченного влияния на результаты учащихся. Иногда нужно просто сказать: "Извините, я не могу этого сделать".
"Научиться говорить "нет" себе и другим - это довольно сложный процесс, временами мне было трудно. Однако научиться говорить "нет" было очень важно для моего здоровья, благополучия и даже здравомыслия."
Анатолий, 36 лет, педагог, Санкт-Петербург.
Когда вы хотите лучшего для окружающих, бывает трудно сказать "нет", но подумайте о последствиях, времени и своем благополучии.
5. Устраивайте дни психологического здоровья.
Если вам кажется, что вы достигли точки выгорания, возможно, вы измотаны, в такие моменты вы можете быть сверх эмоциональны и легко возбудимы, возьмите день или два, чтобы восстановить силы. Ваше психическое здоровье так же важно, как и физическое. Будь то учебный день, когда вы взяли больничный, выходные или школьные каникулы, найдите время, чтобы расслабиться и восстановиться, когда вам это необходимо.
Конечно вы можете отвлечься и устроить вечеринку с друзьями, взять детей и поехать в детский центр, провести время с семьей, друзьями, но порой нужен отдых от всего, в том числе от информационного шума, которым заполнены наши будни. Тишина. Старайтесь во время своего отдыха проводить время в тишине, уберите телефон, поставьте на режим "без звука", желательно убрать его из поля зрения в другую комнату, чтобы не было соблазна взять телефон в руки, зайти в очередную социальную сеть и полистать фотографии и бесконечно "важную" информацию.
Займитесь прослушиванием классической музыки, ее эффективные свойства снижения тревожности, стресса и даже артериального давления уже не раз были доказаны различными исследовательскими центрами и университетами.
А что после выгорания?
Выгорание не обязательно означает конец вашей карьеры педагога. Это просто означает, что вы на некоторое время отступите. Будь то отпуск, дополнительный выходной, временный отказ от обязанностей, вполне возможно продолжить успешную карьеру педагога, пережив выгорание.
"После того, как я испытала выгорание, я разрывалась между тем, чтобы уйти из преподавания в другую сферу, или попробовать себя в другой школе. Во время моего отпуска мне посоветовали подать документы на стажировку в еще в одну школу. Я надеялась на то, что на новом месте меня ждут изменения. Новые люди, новое руководство, новые ученики которые вдохнут новую жизнь в мою карьеру. И правда, так оно и было, мне было радостно от того, что я нашла способ справиться со стрессом и мое решение о смене работы было действительно - верным!!!
Но спустя две недели моей адаптации началось все тоже самое, что было на прежнем месте работы. Вернулось все, тревога, стресс, пессимизм и… полное отсутствие желания работать, стало все еще хуже, чем было ранее и мое ликование, к сожалению, было недолгим. Я поняла для себя, что дело не в месте работы, не в учениках, не в моем руководстве, дело, в первую очередь, во мне и в том, как я справляюсь со стрессом. По итогу я вернулась на прошлое, родное место работы, пересмотрела свои взгляды, научилась бороться со стрессом, чтобы не прийти к выгоранию вновь. А еще, мне очень помог спорт, сейчас я занимаюсь спортом 3 раза в неделю стабильно, перед работой, это действительно заряжает меня положительной энергией и позволяет выплеснуть негативную. Теперь я посвящаю больше свободного времени себе, своей семье и спорту."
Марина, 41 год, педагог, Москва.