меню
ОЧНЫЙ ЧЕМПИОНАТ ПО МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКЕ В СКОЛКОВО!
Профессиональное выгорание педагога|
Безусловно, работа учителя приносит удовлетворение. Это постоянно меняющаяся профессия, которая вдохновляет. Но также она порой изнурительна, как умственно, так и физически.

Зачастую те, кто находится вне нашей профессии, видят только 3 месяца отпуска в летний период, небольшой, как они считают, рабочий день, что заставляет некоторых задуматься о том, почему нам порой приходится нелегко.

Многие не видят, какое бремя ложится на школы, классных руководителей, педагогов. Мало того, что мы пытаемся научить следующие поколения знаниям и навыкам, необходимым для успешной жизни, нас также просят играть огромную общественную роль без достаточного финансирования.
Поэтому неудивительно, что многие педагоги, как новые, так и опытные, сталкиваются с выгоранием на определенном этапе своей карьеры.

Но что такое выгорание и как его можно избежать? Что же такое профессиональное выгорание?

Большинство из нас в какой-то момент испытывают стресс на работе. Выгорание происходит в результате длительного стресса, который никогда не проходит. Это происходит из-за длительных периодов интенсивности и чрезмерных требований к энергии, силам, ресурсам и самому себе.

Герберт Фрейденбергер ввел этот термин в 1970-х годах. Он признал, что профессии, связанные с сильным чувством ответственности и морали, а также с самоотдачей работников, которые жертвуют собой ради блага других, подвержены наибольшему риску.

Неудивительно, что учителя и все, кто работает в сфере образования, подвержены риску выгорания. Давление ответственности, рабочая нагрузка и повышенные часы работы могут усиливать стресс, а оплата труда остается низкой по сравнению с другими должностями. Кроме того, во время пандемии педагоги и другие работники в сфере образования были вынуждены перестраиваться за короткий срок к абсолютно новому и незнакомому многим формату дистанционного обучения, что согласитесь не каждому давалось легко.
При такой статистике неудивительно, что так много педагогов уходят из профессии:
84%

педагогов назвали себя подверженными стрессу.
51%

рассматривали возможность ухода из преподавания в течение последних двух лет.
68%

назвали нагрузку основной причиной, по которой они рассматривают возможность ухода из преподавания.
Как можно избежать выгорания?

К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос не существует. Каждый из нас переносит стрессовые ситуации абсолютно по разному. Но нам необходимо понимание признаков выгорания, а также понимание превентивных мер, которые можно предпринять, чтобы избежать его. Мы должны заботиться о себе и о тех, с кем мы работаем, если мы хотим, чтобы великие учителя продолжали преподавать.

Распознавание признаков.

Считается, что выгорание имеет широкий спектр симптомов, однако три основных признака этого состояния следующие:

Истощение.
Для педагогов это может включать как эмоциональное, так и физическое истощение. Признаками этого могут быть фрустрация и раздражительность, перепады настроения, ухудшение концентрации внимания, хроническая усталость и бессонница, а также физические симптомы, такие как повышенная болезненность, учащенное сердцебиение, боли в желудочно-кишечном тракте, головные боли и головокружение.

Отстранение от работы.
У педагогов это может проявляться в цинизме и пессимизме по отношению к преподаванию, ученикам, коллегам или самой школе, детскому центру. Выгорающий человек может предпочесть избегать контактов и участия в жизни других людей и испытывать потерю удовольствия от того, что раньше приносило удовольствие.

Снижение работоспособности
Это может проявляться в негативных чувствах, отсутствии продуктивности и плохой работе. Свидетельством этого может быть чувство безнадежности и апатии, низкая уверенность в себе, повышенная раздражительность по отношению к себе и другим, увеличение времени, затрачиваемого на выполнение заданий, и отсутствие желания их выполнять.
Нам нужно заботиться о себе и о тех, с кем мы работаем, если мы хотим, чтобы великие учителя продолжали преподавать.
Советы по предотвращению выгорания:

1. Следите за своими эмоциями, уровнем стресса и здоровьем.
Убедитесь, что вы находите время, чтобы "проверить" себя. Такие стратегии, как осознанность, медитация и ведение дневника, могут быть полезны, как и разговоры с другими (или даже с самим собой).

"Когда я достигла состояния выгорания, я узнала об этом только после пережитого, то есть почти год спустя. Осознание и понимание стресса, выгорания и психического здоровья бесценно для понимания себя. Узнав о выгорании, симптомах и последствиях, я стала гораздо лучше понимать, что происходит в моей голове, и теперь могу сделать шаг назад, когда мне это необходимо, без чувства огромной вины, которое я раньше испытывала."
Екатерина, 43 года, педагог, Екатеринбург.

Очень важно, чтобы вы нашли время для изучения себя и своих чувств, ощущений. Это необходимо, чтобы вы научились контролировать себя и своевременно принимали меры не допустив выгорания.

2. Возьмите на себя ответственность за свое благополучие.
Как учителя и преподаватели, мы должны помнить, что мы всего лишь - люди. За отведенное нам время мы можем сделать только очень немногое. Нам необходимо сбалансировать работу и собственную жизнь, а также отдых и расслабление. Каждый из нас по-своему понимает, что значит хорошее самочувствие и счастливый баланс между работой и личной жизнью.

Однако слишком часто мы ставим наших учеников выше себя, а нужно делать с точностью наоборот. Ставить себя выше работы - это не плохо! Как говорится в одной старой поговорке, - "Из пустой чашки не нальешь". Если вы хотите заботиться о своих учениках и обеспечивать для них наилучшее образование, вы должны тратить время на восстановление сил и заботу о своем здоровье и благополучии.Здесь все как по инструкции в любом самолете, сначала маску надеваем себе, а потом уже ребенку. Иначе – никак!

Уделяйте время тому, что вам нравится, проводите время с семьей и друзьями, выходите на улицу и наслаждайтесь миром. Займитесь уже наконец тем хобби, которое откладываете не первый месяц, а может и не первый год! Планируйте свои каникулы и выходные заранее, чтобы у вас не было соблазна просто работать. Дайте себе передышку. Если в целом, то учитесь отдыхать! Жизнь не состоит из одних классных журналов, проверок домашних заданий и новых идей для учеников.

3. Прежде чем браться за новую работу, оцените ее объем и необходимость.

В целом, каждый педагог хочет сделать все максимально возможное для своих учеников, но иногда мы берем на себя больше, чем следует.

"До своего срыва я делал все, что считал нужным для достижения успеха, но слишком большая часть этой работы не оказывала должного влияния на результаты учеников. Научившись задавать правильные вопросы о целях и задачах различных просьб, я помог себе снизить ежедневную нагрузку.

Если вас просят сделать что-то выходящее за рамки обычных обязанностей вашей роли, задайте вопрос о цели и ее влиянии на результаты учеников, а также о времени, которое потребуется для ее выполнения. Если время ограничено, а влияние несущественное, или его попросту нет, рассмотрите и предложите альтернативные варианты, а также задайте вопросы о необходимости выполнения данного задания, действительно ли оно необходимо?"
Анатолий, 36 лет, педагог, Санкт-Петербург.

4. Примите тот факт, что иногда нужно просто сказать "нет".

Не бойтесь сказать, что вы не можете что-то сделать, будь то из-за нехватки времени, огромного списка дел или ограниченного влияния на результаты учащихся. Иногда нужно просто сказать: "Извините, я не могу этого сделать".

"Научиться говорить "нет" себе и другим - это довольно сложный процесс, временами мне было трудно. Однако научиться говорить "нет" было очень важно для моего здоровья, благополучия и даже здравомыслия."
Анатолий, 36 лет, педагог, Санкт-Петербург.

Когда вы хотите лучшего для окружающих, бывает трудно сказать "нет", но подумайте о последствиях, времени и своем благополучии.

5. Устраивайте дни психологического здоровья.

Если вам кажется, что вы достигли точки выгорания, возможно, вы измотаны, в такие моменты вы можете быть сверх эмоциональны и легко возбудимы, возьмите день или два, чтобы восстановить силы. Ваше психическое здоровье так же важно, как и физическое. Будь то учебный день, когда вы взяли больничный, выходные или школьные каникулы, найдите время, чтобы расслабиться и восстановиться, когда вам это необходимо.

Конечно вы можете отвлечься и устроить вечеринку с друзьями, взять детей и поехать в детский центр, провести время с семьей, друзьями, но порой нужен отдых от всего, в том числе от информационного шума, которым заполнены наши будни. Тишина. Старайтесь во время своего отдыха проводить время в тишине, уберите телефон, поставьте на режим "без звука", желательно убрать его из поля зрения в другую комнату, чтобы не было соблазна взять телефон в руки, зайти в очередную социальную сеть и полистать фотографии и бесконечно "важную" информацию.

Займитесь прослушиванием классической музыки, ее эффективные свойства снижения тревожности, стресса и даже артериального давления уже не раз были доказаны различными исследовательскими центрами и университетами.

А что после выгорания?

Выгорание не обязательно означает конец вашей карьеры педагога. Это просто означает, что вы на некоторое время отступите. Будь то отпуск, дополнительный выходной, временный отказ от обязанностей, вполне возможно продолжить успешную карьеру педагога, пережив выгорание.

"После того, как я испытала выгорание, я разрывалась между тем, чтобы уйти из преподавания в другую сферу, или попробовать себя в другой школе. Во время моего отпуска мне посоветовали подать документы на стажировку в еще в одну школу. Я надеялась на то, что на новом месте меня ждут изменения. Новые люди, новое руководство, новые ученики которые вдохнут новую жизнь в мою карьеру. И правда, так оно и было, мне было радостно от того, что я нашла способ справиться со стрессом и мое решение о смене работы было действительно - верным!!!

Но спустя две недели моей адаптации началось все тоже самое, что было на прежнем месте работы. Вернулось все, тревога, стресс, пессимизм и… полное отсутствие желания работать, стало все еще хуже, чем было ранее и мое ликование, к сожалению, было недолгим. Я поняла для себя, что дело не в месте работы, не в учениках, не в моем руководстве, дело, в первую очередь, во мне и в том, как я справляюсь со стрессом. По итогу я вернулась на прошлое, родное место работы, пересмотрела свои взгляды, научилась бороться со стрессом, чтобы не прийти к выгоранию вновь. А еще, мне очень помог спорт, сейчас я занимаюсь спортом 3 раза в неделю стабильно, перед работой, это действительно заряжает меня положительной энергией и позволяет выплеснуть негативную. Теперь я посвящаю больше свободного времени себе, своей семье и спорту."
Марина, 41 год, педагог, Москва.
Подписывайтесь на наш канал в Телеграм, чтобы не пропустить выход новых статей, а также наши новости и акции!